Архив публикаций
  /   Пресс-центр  /   Архивы  /   Архив публикаций

13.08.201028 августа в Харькове Александр Ярославский откроет первый в Украине частный аэровокзал

В конце августа в Харькове будет сдан в эксплуатацию новый терминал аэропорта, в строительство которого более 55 млн. долларов вложил украинский миллиардер, генеральный инвестор и координатор подготовки города к Евро-2012. Современный аэровокзал из стекла и бетона эксперты рассматривают первый шаг на пути превращения Международного аэропорта «Харьков» в один из крупнейших транспортных узлов Восточной Европы.

Воздушные ворота - открываются
Харьковский терминал должен был стать первым за многие десятилетия забвения новым аэровокзалом, который появится в Украине благодаря Евро-2012. Но харьковчанам «перебежал дорогу» Бориспольский аэропорт. История определения даты открытия проста - 24 августа в «первой столице» будут праздновать День города, поэтому «праздник обретения крыльев» перенесли на 28 августа, День авиации Украины. В Борисполе оказались не столь щепетильны, поэтому одну из пальм первенства Международный аэропорт «Харьков» подарил своим столичным коллегам.

Но от этого открытие нового терминала не стало менее знаковым для страны событием - не зря туда, по словам информированных источников, собираются первые лица государства. На счету у Международного аэропорта «Харьков» сразу несколько рекордов. Во-первых, это первый частный терминал в истории Украины. Его строительство было полностью профинансировано Александром Ярославским как частным инвестором и обошлось почти в 55 млн. долларов Во-вторых, проект был реализован в рекордно сжатые сроки – терминал начали строить летом 2008 года. В-третьих, это один из немногих объектов отечественной транспортной инфраструктуры, который был создан «с нуля».

Ну и, наконец, это третий объект программы подготовки к Евро-2012, который уже со спокойной совестью можно демонстрировать инспекторам УЕФА как полностью готовый к будущему чемпионату континента по футболу. Причем второй в Харькове, где в конце прошлого года уже был торжественно открыт реконструированный все тем же Ярославским стадион «Металлист».

Как все начиналось
История гражданской авиации Украины берет свое начало именно в этом городе. Здесь 26 марта 1923 года было учреждено акционерное общество «Укрвоздухпуть», одной из задач которого была организация регулярных авиарейсов. 25 мая 1924 года были открыты первые регулярные пассажирские линии «Укрвоздухпути»: Харьков-Полтава-Киев и Харьков-Кировоград-Одесса. Уже в 1928 году начали выполняться первые международные рейсы по маршруту Харьков-Тегеран.

Изначально грунтовая ВПП находилась на северной окраине города (сейчас там расположен авиазавод). В 30-х годах аэропорт перенесли на южную окраину, там, где он находиться и по сей день. Существующий аэровокзал (старый терминал) был сооружен в послевоенные годы по типовому проекту, разработанному московским НИИ «Аэропроект». Аналогичные терминалы появились во Львове, Свердловске, Челябинске и других городах СССР. Строительство аэровокзала началось в 1951 году, а его открытие было приурочено к помпезному празднованию 300-летия воссоединения Украины с Россией (1954 год). Уже к началу 70-х годов харьковский аэропорт ежегодно обслуживал до 600 тысяч пассажиров, а через 10 лет эта цифра возросла до 900 тысяч человек. К началу 90-х годов ежедневно осуществлялось более 150 полетов, что равнозначно 2 млн. пассажиров в год.

Увы, это на порядок больше того показателя, который имеет харьковский аэропорт сегодня. Воздушными воротами города в последние годы пользуется около 200-250 тыс. человек. И это притом, что в регионе проживает почти 4 млн. потенциальных пассажиров - не говоря о жителях соседних областей Украины и России! Взять хотя бы такой показатель: сегодня около 550-600 тыс. харьковчан вынуждены летать через Киев, еще столько же людей – через Днепропетровск и Донецк. Пассажиропоток сократился до мизерных цифр, регулярные рейсы летают только в несколько стран СНГ (Россия, Азербайджан, Армения, Грузия), Австрию и Израиль. Плюс чартерные рейсы в Турцию и Черногорию. Взлетно-посадочная полоса по своим техническим характеристикам не способна принять современные самолеты, условия для пассажиров более, чем аскетические. Для мегаполиса такого масштаба, как Харьков, не иметь нормальный аэропорт - все равно, что своими руками закрыть окно во внешний мир и наступить на горло собственной песне.

Патриотизм - как образ жизни
Сам Ярославский уверен, что реконструкция аэропорта была необходима даже в том случае, если бы Евро-2012 не проходило в Украине. «Харьков – это крупный индустриальный город, центр целого промышленного региона. Харьков является транспортной развязкой не только украинского, но и европейского масштаба. Стыдно иметь такой допотопный аэропорт, как у нас сейчас. Поэтом есть реконструкция была необходима, и она рано или поздно бы была проведена. Просто Евро-2012 ускорило этот процесс», - говорит Александр Ярославский.

Свою заинтересованность в проекте миллиардер объясняет любовью к родному городу: «Я – харьковчанин. Я здесь живу, и никуда отсюда уезжать не собираюсь. И буду инвестировать в свой родной город, потому что верю в него». Ярославский возмущается: «Чтобы в таком городе, как Харьков, в третьем тысячелетии был такой допотопный аэропорт, как до последнего времени - это стыд и позор! Ведь наши пассажиры – не только харьковчане, а все те, кто живет, к примеру, в Полтава, в Сумах, в том же Белгороде. Понимаете, какой может быть траффик? И это не просто пассажиры - это инвестиции, это люди, которые приедут в Харьков, чтобы что-то потратить, с кем-то встретиться, сделать какой-то бизнес. Развитие города невозможно без аэропорта!». И лично начинает каждый день на строительстве аэропорта, который в конечном итоге к 2012 году обойдется ему более, чем в 80 млн. долларов.

Стройка века
Работы в харьковском аэропорту проводятся несколько этапов. Во-первых, это строительство нового терминала и реставрация имеющегося помещения. Во-вторых, реконструкция взлетно-посадочной полосы. В-третьих, создание временного реверсного терминала, который будет использоваться во время матчей Евро-2012.

Новый терминал станет одним из самых современных на территории Восточной Европы. Он оснащен по последнему слову техники. Аэропортовые IT-решения были поставлены компанией “SITA” (Швейцария), досмотровое оборудование – компанией “RAPISCAN Systems” (США) и т. д. Международный аэропорт «Харьков» станет первым аэропортом в Украине, где будет функционировать современная система обработки багажа (BHS) (производительность – 960 единиц багажа/час для международных рейсов и 600 единиц багажа/час для внутренних рейсов) от компании Vanderlande Industries (Нидерланды). Площадь терминала составляет более 20 тыс. кв. м, что позволяет ему пропускать до 1300 пассажиров в час. На территории аэровокзала будут работать многочисленные магазины, кафе и прочие дополнительные сервисы.

Реконструкция старого терминала «производительностью» 250 чел. в час продлится весь следующий год, сдача объекта в эксплуатацию намечена на декабрь. «Во время проведения Евро-2012 старый терминал будет служить для приема команд-участниц, а также представителей «семьи УЕФА». По окончанию футбольного первенства он будет использован в качестве терминала для VIP-персон», - уточняет г-н Виталий Недашковский, заместитель генерального директора по стратегическому развитию «Нью Систем АМ» (оператор аэропорта, входит в состав группы DCH). Также планируется к Евро-2012 сооружение временного терминала площадью в 5,2 тыс. кв. м и пропускной способностью около 1000 пассажиров в час. Что же касается аэродромной части, то здесь запланированы строительство новой взлетно-посадочной полосы, реконструкция перронов, сооружение аварийно-спасательной станции и авиадиспетчерской вышки, а также установка светосигнальной системы и системы средств посадки самолетов. Все это позволит принимать в Харькове воздушные суда Boeing и Airbus. Деньги на аэродромную часть проекта выделяет государство, но общим куратором всего проекта реконструкции Международного аэропорта «Харьков» выступает лично Александр Ярославский.

Вместо эпилога
И последний штрих. Несмотря на то, что новый терминал только готовится к открытию, он уже успел приковать к себе внимание всего авиационного мира. К примеру, в июне здесь прошел Международный аэрофорум Routes CIS (впервые на территории СНГ). Он собрал 785 участников из 35 стран, среди них были руководителей авиакомпаний, аэропортов, поставщики услуг и оборудования для отрасли.

Непосредственно в ходе мероприятия были достигнуты договоренности о расширении географии авиасообщения между Харьковом и европейскими столицами. Кроме того, благодаря аэрофоруму, на рынок СНГ впервые вышел один из крупнейших бюджетных перевозчиков мира — ирландская компания «Ryanair». Руководство аэропорта уверено в том, что за ирландцами в Харьков потянутся и другие перевозчики, которые предложат пассажирам доступные авиаперелеты. А это означает, что звание одного из крупнейших транспортных узлов Восточной Европы для Харькова – это вполне осязаемая перспектива ближайших лет.

Фокус, 13 августа 2010 г.


 

Вернуться к списку